Информационно-аналитическая записка

об изменении регулируемых тарифов и цен в 2004 году и об установленных тарифах и ценах на 2005 год

1. Краткий анализ роста тарифов и цен по итогам 2004 года.

Фактический рост цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий, а также на некоторые виды товаров и услуг в других секторах экономики по итогам 2004 года в целом представлен в таблице.

Вид тарифа (цены) Рост предельных тарифов (цен), определенный Правительством %

Фактический рост тарифов (цен) в 2004 году

 

%

Цены и тарифы, регулируемые на федеральном уровне
Среднеотпускной тариф на электрическую энергию 13,1 11,5
Тариф на электрическую энергию, отпускаемую населению 16 15,6
Тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению централизованными источниками теплоснабжения - 16,7
Тариф на железнодорожные пассажирские перевозки 12 12
Тариф на железнодорожные грузовые перевозки 12 12
Оптовая цена природного газа 20 20
Цена газа, отпускаемого населению - 18,2
Тарифы на местное телефонное соединение для населения - 20
Цены и тарифы, регулируемые на местном уровне
Тарифы на оплату жилья - 30,4
Тарифы на оплату услуг по водоснабжению и канализации - 31,4
Другие тарифы на жилищно-коммунальные услуги - 30
Цены на некоторые виды товаров на нерегулируемых рынках
Цены в нефтедобывающей промышленности - 65,4
Цены в нефтеперерабатывающей промышленности - 48,9
Цены в угольной промышленности - 51,4
Цены в черной металлургии - 65,8
Цены на бензин - 31,3
Цены на различные виды мяса - 26,3-34
Цены на хлебобулочные изделия - 16,7
Справочно:
Индекс потребительских цен - 11,7
Индекс цен производителей - 28,3
Денежные доходы населения (к 2004 году) - 22
Начисленная заработная плата - 22,9

Источники: Росстат, Минэкономразвития России, ФСТ России, РАО «ЕЭС России».

 

Из приведенной таблицы следует, что в рассматриваемый период:

1. Рост регулируемых  на федеральном уровне тарифов и цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий для населения, по ряду важных позиций (электроэнергия, пассажирские перевозки) незначительно превышает сложившийся индекс потребительских цен.

2. Темп роста цен для населения в регулируемых сферах  значительно ниже темпов роста цен в ряде ключевых секторов экономики и на товарных рынках, где отсутствует государственное регулирование тарифов и цен.

3. Динамика регулируемых цен в целом сравнима с темпом роста денежных доходов населения.

 

2. Результаты регулирования тарифов и цен на 2005 год

Принятие тарифных решений на 2005 год в отношении продукции и услуг субъектов естественных монополий основывалось на решениях Правительства Российской Федерации, принятых на заседаниях 27 мая 2004 года (протокол №18) и 19 августа 2004 года (протокол № 31).

На заседании Правительства Российской Федерации 19 августа 2004 года были одобрены в рамках прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и внесены в Государственную Думу в составе материалов к проекту Федерального бюджета на 2005 год предельные параметры повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.

Следует отметить, что в 2004 году в связи с образованием нового тарифного органа - ФСТ России и введением нового порядка принятия тарифных решений, впервые регулирование тарифов на 2005 год на федеральном уровне  осуществлялось на межведомственной основе – Правлением ФСТ России, включающем, помимо руководства ФСТ России  представителей Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минтранса России, Мининформсвязи России, ФАС России. Решения по тарифам на 2005 год приняты в результате обсуждения на Правлении и соответствующей процедуры голосования (большинством голосов) и  после этого вводились в действие приказом ФСТ России.

Данный порядок позволил обеспечить  согласованность принимаемых решений, с учетом того, что все обосновывающие  материалы и проекты решений в предварительном порядке направлялись членам Правления - представителям министерств и ведомств.

2.1. Регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию

В соответствии с упомянутыми решениями Правительства Российской Федерации максимальный рост среднего по России предельного уровня тарифов на электроэнергию на 2005 год  должен был составить 9,5 % от предельного уровня тарифов, установленных на федеральном уровне на 2004 год. Рост предельных максимальных уровней тарифов на электроэнергию для населения должен был составить по регионам России от 3% (минимум) до 25% (максимум).

В соответствии с данными оперативного мониторинга тарифов, установленных на 2005 год региональными органами регулирования:

- фактический рост среднего по России уровня тарифа на электроэнергию составил 9,2 %;

- повышение тарифов на электрическую энергию для населения с января 2005 года составило в среднем по Российской Федерации 19,1%;

- рост среднеотпускных установленных тарифов на тепловую энергию от централизованных источников, отпускаемую потребителям, включая население, с января 2005 года составляет 15,01% (Приложение 1).

Необходимо констатировать, что введенные с 1 января 2005 г. тарифы на электрическую и тепловую энергию для потребителей Российской Федерации установлены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с действующим законодательством в рамках предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждённых ФСТ России на 2005 г.

При этом средний индекс роста тарифа на электрическую энергию для населения в целом по Российской Федерации составил 119,1%, в том числе:

Центральный федеральный округ           –   121,2%;

Северо-Западный федеральный округ    –   121,1%;

Приволжский федеральный округ          –   120,0%;

Южный федеральный округ                    –   118,2%;

Уральский федеральный округ                 –  117,9%;

Сибирский федеральный округ                –  116,2%;

Дальневосточный федеральный округ     –  114,6%.

Необходимо отметить, что в четырёх субъектах Российской Федерации тарифы на электрическую и тепловую энергию установлены с учётом календарной разбивки.

Так, в Удмуртской Республике с учётом календарной разбивки утверждены тарифы для населения. Рост тарифа, утверждённого на первое полугодие 2005 г. составит 110,6%, рост тарифа, утверждённого на второе полугодие – 119,14%., по отношению к тарифу 2004 г. В Свердловской области утверждён тариф на тепловую энергию, поставляемую региональным акционерным обществом энергетики и электрификации также с учётом календарной разбивки. Снижение тарифа, утверждённого на первое полугодие 2005 г. составит 2,5%, рост тарифа, утверждённого на второе полугодие – 120,1%., по отношению к тарифу 2004 г. При этом в обоих случаях средний по году тариф составит величину, соответствующую предельным уровням.

Предусмотрена календарная разбивка тарифов на тепловую энергию от коммунальных предприятий в Кабардино-Балкарской Республике (рост 145,8% с 01.01.05г. и рост 108% дополнительно с 01.08.05г., а в Карачаево-Черкесской Республике рост ставки за отопление для населения составил 139,56% с 01.01.05г. и дополнительно 119% с 01.07.05г (см. Приложение 1).

 

По имеющейся информации, дополнительных решений по повышению тарифов на электрическую и тепловую энергию региональными органами регулирования в настоящее время не планируется.

 

В соответствии с действующим законодательством решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятые на уровне ниже предельного минимального или выше предельного максимального значений тарифов, утверждённых ФСТ России, подлежат отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На сегодняшний день в ряде регионов тарифы на электрическую и (или) тепловую энергию приняты на уровне ниже предельного минимального тарифа, утверждённого ФСТ России. Такими регионами являются Курская область, Республика Коми, Республика Хакасия в части тепловой энергии и Республика Коми, Камчатская, Самарская и Иркутская области в части тарифов на электрическую энергию для населения.

 

2.2. Природный и сжиженный газ

 

Протокольным решением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. одобрены принципы установления оптовых цен на газ на 2005 год, которые предусматривали следующие основные параметры: средний рост на 23% и введение территориальной дифференциации оптовых цен по 11 поясам. При этом предусматривался более высокий рост цен на газ для населения, в том числе по каждому ценовому поясу, доведение оптовых цен на газ, используемый населением для целей пищеприготовления и горячего водоснабжения, до уровня оптовых цен промышленности, что в целом обеспечивало темп повышения цен на газ для промышленных потребителей ниже среднего.

По расчетам, в 2005-2006 годах повышение уровня оптовых цен на газ в указанных размерах не должно привести  к существенному росту издержек основных потребителей газа.

 Кроме того, при принятии решения об опережающем  повышении цен на газ для населения  в указанных параметрах принимались во внимание следующие важные обстоятельства.

Объективным фактором,  характеризующим опасность резкого роста стоимости газа реализуемого населению, является строительство крупными потребителями собственных газопроводов-отводов (технически любой такой проект может быть осуществлен за 1 квартал), что может привести к необходимости повышения цен из-за отсутствия потребителей, на которых было возложено перекрестное субсидирование. В результате тарифы для остальных категорий потребителей могут вырасти по отдельным газораспределительным организациям (ГРО) в разы. Уже сейчас около 15% объема промышленного потребления газа (по имеющейся информации, 43 млрд. кубометров газа, в том числе 22,9 млрд. кубометров газа – для предприятий энергетики) минует сети ГРО, и эта цифра продолжает увеличиваться. Если в электроэнергетике (аналог этого явления) – выход потребителей на ФОРЭМ, оговорен целым рядом условий, то в газоснабжении реальных ограничений не существует.

С 1 июня 2004 года осуществлен ввод в эксплуатацию газопровода-отвода от ГРС ООО «Самаратрансгаз», являющегося стопроцентным дочерним предприятием ОАО «Газпром», до ОАО «Тольяттиазот», построенного за счет средств последнего. Ввод в эксплуатацию указанного газопровода привел к снижению объема транспортировки газа по газораспределительным сетям ООО «Средневолжская газовая компания» (далее – СВГК) на 3 млрд. кубометров газа (24% от общего объема транспортировки), при этом практически не изменились эксплуатационные расходы на обслуживание газораспределительных сетей и их протяженность. Указанные изменения привели к необходимости увеличения тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее – тариф) СВГК для всех групп потребителей на 30%.

Похожая ситуация произошла в Челябинской области. С 1 июня 2004 года изменилась структура транспортировки природного газа
ОАО «Магнитогорскмежрайгаз» (далее – ММРГ) предприятиям и населению, а именно, уменьшилась протяженность газораспределительных сетей на 19,3 км и прекратился договор с крупнейшим потребитель услуг - ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», объем потребления газа которого через сети ММРГ составлял около 3,5 млрд. куб. м газа (88,6% от общего объема транспортировки). Тариф на услуги по транспортировке газа для ММРГ был пересмотрен с существенным ростом и введен в действие с 1 октября 2004 года.

При утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа для
ОАО «Ставрополькрайгаз» на 2005 год было учтено уменьшение объемов транспортировки газа за счет перехода ОАО «Невинномысская ГРЭС» на потребление газа, минуя сети газораспределительной организации. Уменьшение объема транспортировки газа составило 10%, что привело к необходимости увеличения тарифов ОАО «Ставрополькрайгаз», только за счет выпадения объемов Невинномысской ГРЭС, на 12%.

В описанных случаях происходит одномоментная ликвидация перекрестного субсидирования крупными потребителями природного газа прочих потребителей и населения, присоединенных к газораспределительным сетям ГРО.

 

Дополнительный анализ первоначально предложенной схемы повышения оптовых цен на газ для последующей реализации населению показал необходимость выработки вариантов более плавной индексации по сравнению с базовой конструкцией, с одновременным сохранением среднего роста цен на 23%.

Учитывая изложенное, было принято согласованное решение о проведении индексации оптовых цен на газ, реализуемый населению, в 2 этапа - установление с 1 января 2005 года цен на газ для населения по всем видам потребления с ростом на 25,2% и последующее (после окончания отопительного сезона – с 1 апреля) проведение дополнительной индексации на 7,5% с предоставлением органам регулирования субъектов федерации права дифференциации тарифов по направлениям использования газа.

  Проведенный анализ изменения розничных цен на природный газ, действующих с 1 января 2005 года показал, что в среднем по Российской Федерации увеличение цен на газ, используемый населением для целей пищеприготовления и горячего водоснабжения составило 21,6%, а на газ, используемый на отопление увеличение составило 24%. (Приложение 2).

По состоянию на 25 января 2005 года розничные цены на природный газ не изменились в 13 субъектах Российской Федерации (Республика Коми, Республика Северная Осетия-Алания, Курганская, Ленинградская, Новосибирская, Саратовская и Тюменская области, Алтайский, Ставропольский, Хабаровский края, г. Москва и Ханты-Мансийский автономный округ). В 5 субъектах из перечисленных (Алтайский край, Курганская, Саратовская, Ярославская области и Ханты-Мансийский автономный округ) цены уже утверждены с датой ввода в действие с 01 февраля 2005 года. Во всех остальных из вышеуказанных регионов, за исключением Хабаровского края, ожидается установление нового уровня розничной цены также с 1 февраля 2005 года, указанная работа проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Хабаровский край не входит в Единую систему газоснабжения, оптовая цена на газ, поставляемый в Хабаровский край, по сравнению с 2004 годом не изменилась, поэтому возможно сохранение существующего уровня розничной цены в течение всего 2005 года.

Кроме того, в 23 субъектах Российской Федерации (Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Татарстан, Брянская область, Владимирская область, Вологодская область, Воронежская область, Кемеровская область, Липецкая область, Омская область, Орловская область, Оренбургская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Смоленская область, Тамбовская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ) розничные цены утверждены в два этапа – с 1.01.2005 и с 01.04.2005 аналогично изменению оптовой цены на природный газ.

Вместе с тем, в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Республике Мордовия, Республике Удмуртия, Архангельской, Курганской, Московской, Новгородской, Нижегородской, Самарской и Свердловской областях утверждена розничная цена, устанавливаемая с 1 января 2005 года, а цена, которая будет введена в действие с 01 апреля 2005 года будет утверждена позже.

 

Предварительный анализ уровня действующих в 2005 году розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению, показал, что в ряде субъектов Российской Федерации рост розничных цен составил от 10 до 50%. Среди факторов, повлиявших на увеличение розничных цен можно выделить следующие: сокращение бюджетных дотаций, выделяемых на покрытие убытков газоснабжающих организаций при реализации по цене ниже экономически обоснованной; изменение эксплуатационных расходов газоснабжающих организаций, а также ожидаемое увеличение в 2005 году оптовой цены.

С 1 января 2005 года новые оптовые цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, ФСТ России не увеличивались.

 Тем не менее, в 30 субъектах Российской Федерации с 01.01.05 розничные цены на сжиженный газ, поставляемый для бытовых нужд, изменились, и их рост составил от 10 до 50 процентов. В большинстве оставшихся регионов подготовлены проекты постановлений по установлению нового уровня розничной цены, проведены необходимые расчеты, но цена не утверждается до утверждения ФСТ России нового уровня оптовой цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (Приложение 3).

 

2.3. Железнодорожный транспорт и связь

 

Повышение тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в дальнем следовании в общих и плацкартных вагонах в  2005 году, по сравнению с 2004 годом, составит 12%(с учетом применения дифференцированных по календарным периодам индексов изменения тарифов). На грузовые железнодорожные перевозки рост тарифа в 2005 году не превысит уровня инфляции и составит в среднем 8,5%.

 

В отрасли связи в 2004 году ФСТ России проведена работа по изменению тарифов на услуги местной и междугородной телефонной связи для субъектов естественных монополий во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 715 "О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи".

Тарифы на местные телефонные соединения (разговоры) для населения не компенсируют в полном объеме экономически обоснованные затраты. Компенсация этих затрат осуществляется за счет тарифов на предоставление местных телефонных соединений (разговоров) для организаций, а так же за счет тарифов на междугородные телефонные соединения (разговоры). Развитие и модернизация телефонной сети связи осуществляется в основном за счет привлеченных средств.

В связи с этим ФСТ России была продолжена работа по поэтапному доведению тарифов на услуги связи до уровня экономически обоснованных затрат, с целью удовлетворения платежеспособного спроса потребителей  в услугах связи, с применением  дифференцированного подхода по изменению тарифов  по видам услуг и категориям пользователей. Тарифы на услуги местной телефонной связи были увеличены в среднем по России для населения на 28,7%,  в том числе по Северо-Западному федеральному округу на 30,1%, по Центральному федеральному округу на 35%, по Приволжскому федеральному округу на 27,36%, по Южному федеральному округу на 30,7%, по Уральскому федеральному округу на 23,36%, по Сибирскому федеральному округу на 29,7%, по Дальневосточному федеральному округу на 26% (Приложение 4).

При этом  тарифы на услуги междугородной телефонной связи  по отдельным территориям были снижены на 5-10%, а  по  другим были сохранены на том же уровне, в среднем по России снижение тарифов составило 1%.

Тарифы на предоставление доступа к телефонной сети связи снижены практически   по всем территориям Российской Федерации в пределах  10 - 20% .

С учетом вышеуказанных изменений тарифов, средний платеж населения за услуги связи на одну абонентскую линию в месяц увеличится на 17,7% (без учета стоимости услуг по доступу к телефонной сети).

В соответствии с принятыми ФСТ России решениями тарифы на услуги связи были введены в действие еще в сентябре-декабре 2004 г., в том числе: по ОАО «Уралсвязьинформ» – с 01.09.2004 г., по ОАО «Центртелеком», ОАО «МГТС», ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «Волгателеком», и ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (кроме Республики Дагестан и Республики Ингушетия) – с 01.10.2004, по ОАО «Сибирьтелеком»  и ОАО «Дальсвязь» – с 01.11.2004 г. (кроме Республики Тыва, Республики Саха-Якутия и Чукотского автономного округа).

Индексация тарифов на услуги указанных организаций с 1 января 2005 года не проводилась.

Вместе с тем, в области регулирования услуг связи остается ряд проблем

1.  Сохраняются существенные различия тарифов, как по категориям пользователей, так и по субъектам Российской Федерации. В результате регулирования тарифов происходит поэтапное выравнивание тарифов. Так после последнего изменения тарифы по местным телефонным соединениям для населения и организаций в среднем по России отличаются в 1,4 раза. Ликвидирована дифференциация для бюджетных и хозрасчетных организаций.

2. Установленные тарифы на местное телефонное соединение для населения практически доведены до себестоимости, однако по отдельным регионам тарифы не покрывают затраты на их оказание, особенно это касается отдельных субъектов Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

3. Тарифы для местного телефонного соединения для населения не учитывают инвестиционную составляющую. Развитие сетей связи осуществляется в основном за счет привлеченных средств

Общие выводы по разделу 2

 

Следует отметить, что установленные ФСТ России цены и тарифы соответствуют прогнозу предельных уровней цен (тарифов) на продукцию и услуги субъектов естественных монополий на 2005 год и на период до 2007 года, одобренному Правительством Российской Федерации (протокольное решение от 19 августа 2004 года №31).

Принятые ФСТ России тарифные решения в сфере электроэнергетики (предельные тарифы) в целом согласованы с региональными органами регулирования в ходе предварительных слушаний в ФСТ России в июле-августе 2004 года.

Тарифы на услуги газораспределительных организаций также установлены по согласованию с региональными органами регулирования.

В ряде регионов приняты решения об установлении тарифов ниже минимального предельного уровня, что потребует осуществления в 2005 году, в соответствии с законодательством, соответствующих процедур в отношении указанных решений.

В целом анализ материалов по данным представленного мониторинга позволяет сделать вывод о том, что установленные на 2005 год тарифы соответствуют параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации; решения, принятые органами регулирования субъектов федерации, не превышают предельных уровней (там, где такие ограничения вводились), установленных на федеральном уровне, и могут иметь влияние на социально-политическую ситуацию в регионах только в силу складывающегося негативного отношения населения к ряду практических аспектов реализации системы монетизации льгот, а также в силу изменившегося порядка предоставления льгот.

 

3. Комментарии к информации о резком росте тарифов на ЖКУ в регионах

Как показывает анализ ситуации, сложившейся в ряде регионов в связи с осуществлением реформы в сфере ЖКХ и в сфере социальной поддержки населения, основным фактором, определяющим негативную реакцию групп населения, жизненный уровень которых затрагивается проводимыми реформами, является повышение индивидуального месячного платежа за ту или иную услугу, не компенсируемого дополнительными денежными выплатами из бюджетов. Причем, такое повышение может либо не сопровождаться ростом собственно тарифа за данную услугу либо  обусловливаться ростом тарифа наряду с другими причинами.

К числу таких причин относятся, как правило, следующие:

1. Отмена ранее предоставляемой льготы по оплате услуги с неполной денежной компенсацией либо с отсутствием таковой.

2. Введение нового порядка оплаты услуги.

3. Изменение порядка предоставления льготы.

4. Изменение иных (кроме тарифа) компонент индивидуального платежа за услугу, прежде всего – нормативов месячного потребления.

5. Рост тарифов на «сопутствующие» регулируемым услугам  нерегулируемые виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий или другими регулируемыми организациями.

В этих условиях повышение тарифов как таковых (причем, необязательно существенное), осуществляемое одновременно с проведением перечисленных выше мероприятий, неизбежно предстает в общественном сознании как видимая на поверхности первопричина  роста индивидуального платежа.

Кроме того, имеются случаи неверной интерпретации данных и методологии определения фактического роста тарифов.

Анализ конкретных причин, вызвавших расхождение информации в разных ведомствах, в настоящее время проводится (для этого, в частности используется аналитическая форма, представленная в приложении 6).

Однако, на основании предварительных данных, можно сделать вывод о том, что расхождение между данными о росте тарифов на услуги, потребляемые населением, зачастую объясняется расхождением в подходах к определению роста тарифа, а также наложением друг на друга событий, разных по экономической природе, но ведущих к одному результату – увеличению размера платежа потребителя за оказываемую ему услугу.

При этом рост платежей по разным видам услуг обусловлен различными комбинациями влияющих факторов. Платежи за электроэнергию могут расти из-за ввода социальной нормы потребления и повышения тарифа, за связь – из-за повышения абонентской платы и отмены льгот, за газ и теплоснабжение – из-за повышения нормативов потребления.

Электроэнергия

В Красноярском крае принято решение о вводе социальной нормы потребления электрической энергии населением.

При фактическом среднем потреблении одним человеком порядка 72 кВтч в месяц, норма первоначально была установлена в размере 50 кВтч.

При этом тариф за электрическую энергию, потребленную в рамках социальной нормы населением, проживающем в городе в квартирах, оборудованных электроплитами, составляет 46 коп./кВтч, а сверх нормы – 83 коп./кВтч.

Таким образом, только ввод социальной нормы приводит к увеличению платежа за электрическую энергию на 22,9% при потреблении на уровне среднего по краю и неизменной величине тарифа.

Однако, введение социальной нормы имеет и положительные аспекты. Введение в действие правильно рассчитанной социальной нормы потребления электрической энергии, позволяет существенно сократить перекрестное субсидирование, избежав в то же время, роста социальной напряженности в обществе. Эффект сокращения перекрестного субсидирования достигается за счет введения социальной нормы на уровне чуть выше среднего уровня потребления на человека, что  позволяет субсидировать часть населения, нуждающуюся в льготах, прекратив, одновременно, субсидировать часть населения с уровнем дохода выше среднего, что чаще всего совпадает с более высоким уровнем потребления электрической энергии.

Помимо Красноярского края, по данным ФСТ России, социальная норма потребления электроэнергии ранее введена во Владимирской, Свердловской и Нижегородской областях, данные о которых представлены в приложении 5.

 

Тепловая энергия (выборочный экспресс-анализ по котельным)

Выборочный анализ котельных, регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен Ярославской, Пензенской и Владимирской областей, показал, что даже значительное увеличение цен на топливо (природный газ – на 23%, уголь – на 10-20%) по этим котельным не приводит к существенному росту тарифов на тепло.

Так, для ГУП «Колышлейское ЖКХ» Пензенской области рост тарифов на тепло составил 8,6% при росте цен на природный газ – 23%.

Для котельных Ярославской области, работающих на природном газе, тариф за 1 Гкал увеличился на 13,6%, в том числе за счет роста цен на газ на 8,8%. Для котельных, работающих на угле, стоимость 1 Гкал увеличилась на 14% при росте цены угля на 19%.

Для котельных Владимирской области, работающих на природном газе, тариф за 1 Гкал увеличился на 11,7%, в том числе за счет роста цен на газ на 10,3%.

Следует отметить тот факт, что даже при столь существенном приросте цен на различные виды топлива, удельный вес топливной составляющей себестоимости производства тепловой энергии изменился незначительно – на 3-4%.

 

Газовая отрасль

В отношении установления нормы потребления газа необходимо отметить следующее. В случае отсутствия приборов учета расхода газа (счетчиков) у конечных потребителей величина платежа определяется как произведение розничной цены на утвержденную норму (норматив) расхода газа.

В части использования газа для целей пищеприготовления и горячего водоснабжения (используется как природный, так и сжиженный газ) практически 100% газа потребляется без счетчиков.

В части использования газа для целей отопления (используется только природный газ) по счетчикам потребляется около 40% газа.

В соответствии с вступающим в силу с 1 марта 2005 года Жилищным кодексом Российской Федерации и рядом постановлений Правительства Российской Федерации право установления нормативов потребления газа при отсутствии счетчиков закрепляется за органами местного самоуправления. В настоящее время нормы потребления устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На текущий момент по результатам предварительного анализа ситуации, нормы потребления природного газа изменились в сторону повышения по сравнению с нормами, действовавшими в 2004 году в трех регионах Российской Федерации: в Республике Адыгея, Республике Башкортостан и Калужской области. В частности, в Республике Башкортостан увеличились нормы потребления газ на отопление на 12,5%, в остальных перечисленных регионах произошло снижение норм на потребление газа на цели пищеприготовления и горячего водоснабжения и увеличение норм на отопление. В Республике Адыгея на 38% снизилась норма на пищеприготовление и на 22% увеличилась норма на отопление, в Калужской области на 7% и 30% соответственно.

В сторону понижения изменились нормы в четырех субъектах Российской Федерации: в Республике Северная Осетия-Алания, Краснодарском крае, Костромской области и Ямало-Ненецком автономном округе. При этом норма на потребление газа для целей пищеприготовления в Республике Северная Осетия-Алания уменьшилась на 47%, остальные нормы в Республике Северная Осетия-Алания и Краснодарском крае уменьшились приблизительно на 20% по отношению к ранее действовавшим. В Ямало-Ненецком автономном округе нормы снизились на 14%, в Костромской области произошло снижение только нормы на отопление на 5%.

С точки зрения государственного регулирования, завышение нормативов потребления является завышением объемов отпуска услуг потребителю в целях необоснованного увеличения платежей, получаемых с потребителя.

4. Предложения ФСТ России по совершенствованию функционирования системы государственного регулирования тарифов в условиях реализации реформ ЖКХ и реформы сферы социальной поддержки населения

Учитывая изложенное, нам представляется важным обеспечить проведение следующих мер:

         1. Обеспечить проведение мониторинга регионального законодательства по социальной поддержке тех или иных групп населения в части подготовки нормативных актов по «монетизации» льгот, реформе ЖКХ и др., обращая внимание на:

         - срок введения в действие соответствующего регионального закона, либо подзаконного акта;

         - численность соответствующей категории льготников (как фактор масштаба возможных социальных последствий);

         - предполагаемое изменение порядка предоставления льгот;

         - предполагаемое изменение порядка оплаты услуги;

         - изменение нормативов месячного потребления услуги;

         - уровня денежной компенсации льгот (достаточна/недостаточна).

         2. Внести изменения в законодательство, обязывающие субъектов Российской Федерации информировать уполномоченные федеральные органы исполнительной власти о готовящихся решениях по повышению (изменению) тарифов и цен, изменению порядков их применения, изменению норм и нормативов потребления услуг, регулирование которых осуществляется на региональном уровне и по которым действуют льготы, и  о планируемых решениях (принятии законов), которые приведут к росту месячных платежей за соответствующие услуги.

В рамках законодательства о государственном регулировании тарифов необходимо ввести обязательную форму отчетности региональных органов регулирования, направляемую в ФСТ России,  по принятым ими решениям.

         3. Усилить организационную вертикаль системы государственного ценового регулирования, изменив действующий согласно законодательству порядок назначения на должность руководителя соответствующего органа регулирования тарифов субъекта Российской Федерации.

         4. Усилить ответственность региональных органов регулирования и их руководителей за принимаемые решения  с внесением соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

         5. Обеспечить развитие единой информационно-аналитической системы (ЕИАС) федеральных и региональных органов регулирования,  предусмотрев ее финансирование за счет  средств федерального бюджета, в том числе в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия». Опытная эксплуатация по пилотному  проекту ЕИАС (ФСТ России + 9 региональных органов регулирования), финансируемому за счет средств займа МБРР, завершится в 1 полугодии 2005 года.   

6. Необходимо ускорить разработку и принятие подготавливаемых Министерством регионального развития Российской Федерации проектов федеральных законов «О мониторинге социально-экономической ситуации в регионах Российской Федерации» и «Об основах государственного регулирования развития регионов Российской Федерации» с учетом результатов деятельности рабочей группы при Министерстве регионального развития Российской Федерации.

          7. Проработать предложения по внесению изменений в федеральные законы и акты Правительства Российской Федерации (в частности – о госрегулировании тарифов), в том числе – по корректировке положений об установлении тарифов на электро- и теплоэнергию с начала года  на срок не менее 1 года. Это даст возможность своевременно принимать решения по тарифам для населения в конкретном регионе, заранее «асинхронизируя» его со сроками «монетизации» льгот.

8. Рассмотреть целесообразность разработки на основе имеющегося мирового опыта регулирования  и на базе действующего Федерального закона  «О естественных монополиях» федерального закона о регулировании инфраструктурных организаций (международный термин «компании общего пользования» - «public utilities»).

В этом законе следовало бы, в том числе:

а) установить единую трехуровневую систему регулирования тарифов и цен: федеральный центр - субъекты федерации – муниципальные образования, определив функции, полномочия и ответственность каждого уровня;

б) ввести единый перечень регулируемых инфраструктурных организаций, дополнив традиционные сферы «естественных монополий», регулируемых на федеральном уровне, экономически (в смысле отсутствия конкуренции на соответствующих рынках)  идентичными инфраструктурными  организациями, регулируемыми в настоящее время на уровне субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, в т.ч. городской электрифицированный наземный и подземный пассажирский транспорт, водоснабжение и водоотведение;

в) предусмотреть унификацию принципов, методов, процедур и регламентов государственного регулирования инфраструктурных организаций.

г) четко изложить условия и порядок дерегулирования  инфраструктурных организаций и сегментов регулируемых рынков, выходящих из состояния естественной монополии.

Авторство: Управление информационно-аналитической работы и экономического анализа ФСТ России.

    Важная информация


    ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ

    ПОРТАЛ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

      
        

    Калькулятор по расчёту платы за технологическое присоединение к электрическим сетям МУП "УльГЭС

    СОВЕТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ   

    Карточка дома по Ульяновской области   

    Калькулятор ЖКХ

    Обучение, семинары



    Приём организаций производится:

    Понедельник с 14:00 по 18:00
    Среда – с 9:00 по 13:00
    Пятница – с 14:00 по 18:00
    Приём граждан по предварительной записи производится:
    Среда – с 16:00 по 18:00
    Работает телефонная «Горячая линия» по вопросам применения тарифов на электро- и теплоэнергию, жилищно-коммунальные услуги, газ, утверждения платы за технологическое присоединение (ТП) к электрическим сетям
    Каждая среда – с 9:00 по 13:00
    Телефон «Горячей линии»: 
    Электроэнергия, ТП - (8422) 79-18-97
    Теплоэнергия и газ - (8422) 79-18-90
    ЖКК - (8422) 79-18-76
    Непроизводственная сфера (лекарственные средства, ГСМ, автотранспорт)- (8422) 79-18-61

    Полезные ссылки:

    Служба поддержки пользователей ФГИС ЕИАС

    Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области

    Правовой портал Министерства Юстиции РФ