Департамент по тарифам и ценам - Правительство Ульяновской области

Отчет Министерства экономики Ульяновской области в сфере государственного регулирования цен и тарифов за 2011 год

Общие положения

Полномочия в сфере государственного регулирования цен и тарифов возложены на Министерство экономики Ульяновской области с января 2008 года в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 № 29/478.

С этого момента  в  состав Министерства как структурное подразделение был включён департамент по регулированию цен и тарифов. До 2008 года Министерство экономики являлось лишь куратором ценового регулирующего органа - Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.

       В соответствии с возложенными на Министерство полномочиями в сфере государственного регулирования цен и тарифов Министр экономики является Председателем Правления.

       В 2011 году было проведено 54 заседания Правления Министерства экономики области. На заседаниях Правления было рассмотрено 502 вопроса,  принято   904  приказа, что в 1,9 раза больше, чем в 2010 году (479  приказов) - увеличение произошло за счёт наделения Министерства экономики области полномочиями по  утверждению требований к программам энергосбережения и  повышения энергетической эффективности организациями и   предприятиями, осуществляющие регулируемый вид деятельности.

       Все приказы опубликованы в газете «Ульяновская правда» и размещены на официальном сайте Министерства экономики Ульяновской области.  

 

Итоги регулирования в установленных сферах деятельности

 

     Предпринимаемые Министерством  экономики меры, позволили Ульяновской области в 2011 году по уровню тарифов  на основные регулируемые виды услуг населению сохранить  средние позиции и выше  в рейтинге регионов ПФО за исключением горячего водоснабжения -13 место (место - наименьший тариф). 

     При государственном регулировании цен и тарифов на 2012 год департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области руководствовался параметрами изменения тарифов, приведенными в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, одобренном Правительством Российской Федерации.

С учётом установленных в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2012 год предельных параметров роста тарифов,  предельный индекс роста размера платы граждан за коммунальные услуги в Ульяновской области  установлен Приказом Министерства экономики области для муниципальных образований с индивидуальным газовым отоплением в размере 14,0%, для остальных 12,0% (на федеральном уровне предельные индексы роста размера платы граждан за коммунальные услуги определены в размере 15,0%  и 12,0% соответственно).

Справочно.  На 2011 год предельный рост размера платы граждан области за коммунальные услуги в Ульяновской области был установлен в размере 15%, на 2010 год - 18%, на 2009 год - 25%.

        Министерством экономики Ульяновской области было рекомендовано  всем органам местного самоуправления принять порядок  роста размера платы за жилое помещение (содержание и ремонт, наём) для нанимателей муниципального жилья и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, аналогично порядку установления тарифов на коммунальные услуги в 2012 г., и ограничить  максимальный рост к уровню 2011 г. - 12,0%.

      Утверждённые Министерством экономики Ульяновской области тарифы   на 2012 год не превысили предельные индексы роста, установленные приказами Федеральной службы по тарифам для Ульяновской области.

 

Итоги

государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги в Ульяновской области на 2011-2012 годы

 

 

 

 

Наименование показателя

Величина показателя

 

2011 год

 

2012 год

Предельный индекс,

Установле

нный ФСТ

Факт

ически

Предельный индекс,

Установле

нный ФСТ

Фактически

 

Рост тарифов на тепловую энергию, за исключением                        производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии по Ульяновской области (в среднем)

114,6%

(ФСТ)

113,9%

С.01.01.2012  - 100,0%

С 01.07.2012 -106,0%

С 01.09.2012-105,6%

(ФСТ)

Декабрь/декабрю -111,9%

С.01.01.20121-100,0%

С 01.07.2012 -104,1%

С 01.09.2012-102,0%

 

Декабрь/декабрю -106,2%

Индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения на товары и услуги организаций коммунального комплекса, (в среднем)

114,5%

(регион)

112,5%

С.01.01.2012  - 100,0%

С 01.07.2012 -106,0%

С 01.09.2012-105,2%

Декабрь/декабрю -111,5%

(ФСТ)

С.01.01.2012  - 100,0%

С 01.07.2012 -101,7%

С 01.09.2012-101,7%

Декабрь/декабрю - 103,4%

Индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса оказывающих услуги утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с учетом инвестиционной составляющей (в среднем)

105%

(регион)

104%

С.01.01.2012  - 100,0%

С 01.07.2012 -

103%

С 01.09.2012-

(регион)

103%

Декабрь/декабрю-106,1%

С.01.01.2012  - 100,0%

С 01.07.2012 -

103%

С 01.09.2012-102,9%

 

Декабрь/декабрю-106,%

Электроэнергия для населения

110%

110%

С.01.01.2012  - 100,0%

С 01.07.2012 -106,0%

Декабрь/декабрю - 106%

С.01.01.2012  - 100,0%

С 01.07.2012 -

106%

Декабрь/декабрю - 106%

Газ природный для населения

115%

114,9%

С.01.01.2012  - 100,0%

С 01.07.2012 -115,%

 ФСТ

С.01.01.2012  - 100,0%

С 01.07.2012 -(в январе  2012)

 

Газ сжиженный для населения

 

 

 

 

В баллонах с доставкой

115%

(ФСТ)

112,7%

С.01.01.2012  - 100,0%

С 01.07.2012 -115%

 

ФСТ

С.01.01.2012  - 100,0%

С 01.07.2012 - 107,8%

От групповых установок

111,6%

С.01.01.2012  - 100,0%

С 01.07.2012 - 111,9%

Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги

115%

115%

С 01.01.2012 -100%

С.01.07.2012:

115% - с индив. газовым отоплением;

112% -для остальных

ФСТ

С 01.01.2012 -

100%

С.01.07.2012:

114% - с индив. газовым отоплением;

112% -для остальных

     

Коммунальный комплекс

       С целью проведения анализа экономической обоснованности тарифов на услуги организаций коммунального комплекса области и изыскания резервов для снижения темпов роста тарифов по поручению  Губернатора - председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова в сентябре 2011 года была создана комиссия, в состав которой вошли представители Министерства экономики и Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

      По итогам работы комиссия пришла к выводу о возможности сохранения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения  для УМУП ВКХ «Ульяновскводоканал» на 2012 года  на уровне 2011 года.

        С учётом выводов комиссии в среднем по области индекс роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения (декабрь 2012 к декабрю 2011) составляет 103,4%, что значительно ниже предельного индекса роста, установленного ФСТ России для Ульяновской области - 111,5%. 

Тепловая энергия и газ

По состоянию на 01.01.2012 года в среднем по области индекс роста тарифов на тепловую энергию (декабрь 2012 к декабрю 2011) составляет 106,2%, что значительно ниже предельного индекса роста, установленного ФСТ России для Ульяновской области - 111,9% (в среднем по России - 112,4%).  Это стало возможным в связи с утверждением для предприятий, оказывающих услуги теплоснабжения на территории МО «город Ульяновск», предельного роста тарифов на 2012 год в размере 4,4%. При этом  с 1 июля  2012 года в МО «город Ульяновск» планируется увеличить нормативы потребления тепловой энергии на отопление максимум на 11,4%. Рост размера платы при этом не превысит установленный федеральным центром - 12,0%.

Кроме  того, комиссией, созданной Губернатором Ульяновской области С.И.Морозовым с целью проведения анализа экономической обоснованности тарифов на услуги организаций коммунального комплекса области также была изыскана возможность снижения ранее действующих тарифов на тепловую энергию. Так перевод котельных  с мазута на газ в городе Барыше позволил снизить с 1 января 2012 года тариф на тепловую энергию для потребителей города Барыша на 30%, для потребителей МУП «Инзатеплосервис» в МО «Глотовское городское поселение» более чем на 50,0% .

Установлены специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программы газификации на территории Ульяновской области, оказываемые газораспределительными организациями ООО «Ульяновскоблгаз» и ООО «Автогазсервис», на 2012 год на уровне 2011 года.

        Действие Приказа по установлению  розничных цен на природный газ для населения на 2011 продлено до 01.07.2012 .

 
Электроэнергетика

 

Тарифы на электрическую энергию для населения установлены в первом полугодии 2012 года  в размере 2,37 руб./кВт/час (на уровне 2011 года), с  01.07.2012 по 31.12.2012   в размере 2,51 руб./кВт/час, в домах оборудованных электроплитами и в сельских муниципальных образования тариф на электроэнергию на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 1,66 руб./кВт/час, с 01.07.2012 по 31.12.2012 в размере 1,75 руб./кВт/час (индекс роста 106%).

    Министерством экономики Ульяновской области  установлены тарифы:

1.       Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии:

- на период с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года на уровне, не превышающем уровень, на котором установлены на 2011 год;

- на период с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года с ростом не более 11% к уровню, на котором установлены с 01.01.2012 года.

2.       Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков:

- на период с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года на уровне, не превышающем уровень, на котором установлены на 2011 год;

- на период с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года с ростом не более 11% к уровню, на котором установлены с 01.01.2012 года.

 

До 01 апреля 2012 года Министерство планирует принять:

1.       Решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2012 года:

- долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, в отношении которых применяется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, при условии согласования соответствующих долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала, с Федеральной службой по тарифам.

Указанные тарифы будут утверждаться для 44 территориальных сетевых организаций и для 2 гарантирующих поставщиков электрической энергии, осуществляющих свою деятельность на территории Ульяновской области.

Следует отметить, что на 2012 год регулирующий орган не устанавливал конечные тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям. В 2012 году сохранится государственное регулирование цен (тарифов) на электроэнергию для населения, сбытовые надбавки для ГП  (гарантирующих поставщиков), а также государственное регулирование услуг  по передаче электрической энергии.

Также при регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год для ОАО «МРСК Волги» применяется метод RAB.

Тарифы устанавливаются на период 7 лет, что обеспечивает стабильность  и предсказуемость  «правил игры»  для инвесторов, снижает их риски, а значит  и стоимость капитала для распределительных сетевых компаний.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172, а также по итогам Всероссийского совещания «Итоги работы органов государственного регулирования в 2010 году и основные задачи на 2011 годы», проводимом Федеральной службой по тарифам РФ 7-8 апреля 2011 года (принято участие директором департамента), был разработан поэтапный план действий федеральных и региональных органов исполнительной власти в области регулирования тарифов, а также Правительства РФ по сдерживанию роста тарифов на электрическую энергию в 2011 году.

Во исполнение поручений по доведению тарифа на услуги по передаче электрической энергии и сбытовой надбавки до уровня роста не более 15%, Министерством экономики Ульяновской области приняты приказы от 18.04.2011 № 06-109 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии» и № 06-110 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Ульяновскэнерго».

Данные меры позволили снизить тарифы для всех конечных потребителей Ульяновской области в среднем на 20 - 25 коп./кВтч. При этом рост стоимости электрической энергии не превысил 15 % к уровню сложившейся цены за декабрь 2010 года.

 

Регулирование в непроизводственных отраслях

          

     В соответствии  с действующим законодательством  установление цен (тарифов), надбавок на товары и услуги (продукцию) в непроизводственных отраслях не имеют обязательной привязки к началу финансового года и принятию бюджета региона на очередной финансовый год.

     В  этой сфере деятельности Министерство экономики области проводит политику, направленную  на сдерживание цен и тарифов.

       Так, в 2011 году остались на уровне 2010 года

       тарифы (цены) на:

- выполнение работ по государственному учёту и технической инвентаризации объектов жилищного фонда  на территории Ульяновской области;

- перевозку пассажиров железнодорожного транспорта в пригородном сообщении;

-  размер торговых надбавок на детское питание и жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;

- цены на твёрдое топливо, реализуемое  гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье на территории Ульяновской области.

         Впервые  департаментом по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области  утверждены  предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов российских эксплуатантов  для  ОАО «Аэропорт-Ульяновск» (ранее тарифы устанавливались ФСТ России).

 - сбор за взлёт-посадку - 258 руб./т м.в.м.

- сбор за обеспечение авиационной безопасности - 166 руб./т м.в.м.;

- сбор за предоставление аэровокзального комплекса на внутренних линиях - 50 руб./пасс.;

- тарифы за обслуживание пассажиров на внутренних линиях - 125 руб./пасс.

        С 01 января 2012 года вступили в силу: Федеральный закон от 1 июля 2011 года    № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», новые  Правила проведения технического осмотра транспортных средств (утверждены постановлением Правительства Российской  Федерации от  05.12.2011 № 1008) и Методика расчёта  предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств  (утверждена приказом Федеральной службой по тарифам от 18.10.2011 № 642-а).

       В соответствии с поручением  руководителя Администрации Президента Российской Федерации субъектам Российской Федерации было указано принять нормативные правовые акты, устанавливающие предельный размер платы за проведение   технического осмотра,  в декабре 2011 года.

      В соответствии с вышеперечисленными нормативными правовыми актами Министерством экономики Ульяновской области  разработаны предельные размеры платы за проведение технического осмотра транспортных средств на территории нашего региона, которые утверждены постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2011 № 662-П.  Предельный размер платы за проведение технического осмотра транспортных средств один из самых низких в ПФО, ниже только в Республике Мордовия.

 

Реализация государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

 

В целях реализации Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» за 2011 год  собрано и проанализировано более 5200 шаблонов, подготовлено 364 заключения и проанализировано 365  программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемых организаций.

 Министерством экономики издано 337 приказов об утверждении требований к программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, регламентирующие:

    • целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в ходе реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2011-2014 годы;
    • перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на 2011-2014 годы.

 

Единая информационная аналитическая система (ЕИАС)

 

      В апреле 2009 года Министерством экономики подписано соглашение с ФСТ России по внедрению регионального сегмента единой информационно-аналитической системы (ЕИАС ФСТ России) на территории Ульяновской области. Данная система позволяет обеспечить оперативное информационное взаимодействие между ФСТ России, Министерством экономики области, ОМСУ, регулируемыми организациями и предусматривает автоматизацию функций мониторинга, расчета и анализа тарифов.   

Ульяновская область в числе первых четырёх регионов в России, выполнивших поручение Президента России о подключении к Единой информационно-аналитической системе ФСТ России (ЕИАС) всех регулируемых организаций жилищно-коммунального комплекса (по состоянию на 01.06.201).               

      Во исполнение поручения Президента России продолжается подключение аптечных учреждений Ульяновской области к ЕИАС ФСТ России. В связи с этим, 10 июня 2011 года состоялось совещание - семинар на тему «Подключение аптечных учреждений к ЕИАС ФСТ на территории Ульяновской области».  Данное мероприятие прошло в режиме конференцсвязи с муниципальными образованиями области  и представителями аптечных учреждений города Ульяновска.

      В 2011 для регулируемых организаций осуществлялось содействие по подключению к полной версии регионального сегмента ЕИАС ФСТ России, а также бесплатная техническая поддержка, с предоставлением возможности настройки системного блока компьютера организации, и сдачей отчётности по ЕИАС Мониторингу, со своей электронной подписью, однако  недостаток технического обеспечения в департаменте создавал сложности в выполнении указанных задач.

       С начала реализации пилотного проекта подготовлено и обработано 5156 шаблонов  в системе ЕИАС:                       

- 1503  шаблона в сфере регулирования ЖКК;

- 1050  шаблонов  в  сфере регулирования электроэнергетики;

-  2544 шаблона  в сфере регулирования ТЭК;

-   59  шаблонов в социальной сфере.

 

 

 

Работа с обращениями граждан

 

     В целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности департамента по регулированию цен и тарифов в течение  2011 года было обеспечено своевременное и регулярное размещение информационных и аналитических материалов на официальном сайте Министерства экономики Ульяновской области.

       На сайте систематически проводилась работа по информированию граждан и организаций о принимаемых департаментом решениях.

       Еженедельно по средам с 9.00 до 13.00 проводится телефонная «Горячая линия». 

       С начала года было дано 946 ответа на обращения граждан  по вопросам  по вопросам формирования и применения цен и тарифов в регулируемых сферах деятельности, что в 1,5  раза больше чем в 2010 году.     

     Значительный рост количества обращений жителей региона по сравнению с предыдущим годов обусловлен увеличением поступивших вопросов,  касающихся деятельности  управляющих компаний и платы за  жилищные услуги.

 

Количество обращений граждан

 

2011 год

2011 год

     Индекс   

      роста (%)

лекарственные средства

42

56

134

автомобильный транспорт

16

8

50

тарифы на ЖКУ

243

538

222

оплата за тепловую энергию

230

131

57

оплата за природный газ

21

42

200

оплата за электроэнергию

93

166

179

прочие вопросы

8

7

88

ИТОГО

653

948

146

 

Контрольная деятельность

В целях реализации ежегодного плана проверок на 2011 год проведение плановых проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, организовано таким образом, чтобы максимально эффективно выявлять и устранять нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен и тарифов.

За 2011 год было проведено 52 проверки, из которых 24 плановых и 28 внеплановых.

По фактам выявленных юридических и должностных лиц возбуждались  производства об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых,  виновные лица привлекались к административной ответственности. Всего в 2011 году Министерством экономики Ульяновской области к ответственности было привлечено 94 правонарушителя с наложением административных штрафов на общую сумму 4 миллиона 493 тысячи 43 рубля 34 копейки, в том числе:

- за завышение (занижение) регулируемых государством цен (тарифов), применение неутверждённых цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию (ст. 14.6 КоАП РФ) - 13 должностных и 15 юридических лиц, на общую сумму 1 миллион 546 тысяч 43 рубля 34 копейки.

- за нарушение установленных Стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектами естественных монополий и организаций коммунального комплекса, а также за непредставление информации о выполнении производственных программ в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов (ст. 19.8.1 КоАП РФ) - 14 должностных и 11 юридических лиц с наложением штрафов на общую сумму 1 миллион 170 тысяч рублей;

- за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ) привлечены к административной ответственности 4 должностных и юридических лиц с наложением штрафов на общую сумму 600 тысяч рублей.

- за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок  (ст. 19.7.1 КоАП РФ) - 14 должностных и 12 юридических лиц с наложением штрафов на общую сумму 663 тысячи рублей.

Также, в отношении 3 должностных и 4 юридических лиц были возбуждены дела об административных правонарушениях по фактам неуплаты административного штрафа в срок (ст. 20.25 КоАП РФ), которые направлены для рассмотрения мировым судьям области. По итогам рассмотрения данных дел все виновные лица привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на общую сумму 514 тысяч рублей.

Сумма наложенных штрафов в 2008-2011 годах

Наименование

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Сумма наложенных штрафов (тыс.рублей)

330,0

806,4

2321,2

 

4493,4

 

Основные задачи Министерства экономики Ульяновской области в сфере государственного регулирования цен и тарифов на 2012 год:

 

- ограничение темпов роста тарифов на услуги субъектов естественных монополий на 2012-2013 годы в рамках прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;

- создание механизмов согласования баланса экономических интересов поставщиков      (исполнителей) и потребителей регулируемых видов товаров и услуг.

- создание экономических стимулов, обеспечивающих использование ресурсосберегающих технологий в производственных процессах;

- контроль за соблюдением порядка применения установленных тарифов, а также стандартов раскрытия информации субъектами электроэнергетики, организациями коммунального комплекса и субъектами             естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии;

- внедрение полной версии регионального сегмента единой информационно аналитической системы (ЕИАС).

- переход на новые методы долгосрочного тарифного регулирования для электросетевых компаний региона. 

- установление тарифов на  регулируемые виды деятельности  на территории Ульяновской области с учетом программ по энергосбережению и энергоэффективности на 2012-2013годы.

 

 

 

 

 

 

17.03.12
    Важная информация


    ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ

    ПОРТАЛ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

      
        

    Калькулятор по расчёту платы за технологическое присоединение к электрическим сетям МУП "УльГЭС

    СОВЕТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ   

    Карточка дома по Ульяновской области   

    Калькулятор ЖКХ

    Обучение, семинары



    Приём организаций производится:

    Понедельник с 14:00 по 18:00
    Среда – с 9:00 по 13:00
    Пятница – с 14:00 по 18:00
    Приём граждан по предварительной записи производится:
    Среда – с 16:00 по 18:00
    Работает телефонная «Горячая линия» по вопросам применения тарифов на электро- и теплоэнергию, жилищно-коммунальные услуги, газ, утверждения платы за технологическое присоединение (ТП) к электрическим сетям
    Каждая среда – с 9:00 по 13:00
    Телефон «Горячей линии»: 
    Электроэнергия, ТП - (8422) 79-18-97
    Теплоэнергия и газ - (8422) 79-18-90
    ЖКК - (8422) 79-18-76
    Непроизводственная сфера (лекарственные средства, ГСМ, автотранспорт)- (8422) 79-18-61

    Полезные ссылки:

    Служба поддержки пользователей ФГИС ЕИАС

    Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области

    Правовой портал Министерства Юстиции РФ